«Я родился здоровым. В три-четыре месяца началась сильная болезнь. Врачи лечили, лечили и поняли, что я не слышу. Потом вырос — хорошо видел, нормально видел, носил очки в школе. Жил и учился в Москве, в школе глухих, метро Текстильщики. На улице гулял без очков, очки были нужны, только чтобы читать. Когда мне был 21 год, начало падать зрение. Постепенно, постепенно зрение садилось, садилось, все хуже и хуже. Сейчас совсем плохо. Закончил 8 классов, и поступил в училище, ПТУ.
Работаю фрезеровщиком в УПП в Люблино. Там делают оборудование для лифтов. Другой работы нет. Добираться от дома до работы один час. Езжу на работу из Выхино в Люблино. Быстро ходить не могу из-за травмы ноги. Зимой мама или жена сопровождают до метро.
Из дома пешком пять минут до остановки автобуса «Универсам». И еду до конечной. Чувствую, где автобус поворачивает, и выхожу. Метро «Выхино». Выхожу из автобуса, прямо иду до метро, там два бордюра, я уже знаю: люди идут, потоком, и я иду по потоку людей, ориентируюсь, чувствую, сколько ступенек, примерно запоминаю, точное число не знаю, но там два лестничных пролета, это помню. Я вижу желтую наклейку на ступеньках. Это помогает. Я в метро. Выходить в Кузьминках. Две остановки до Кузьминок. Чувствую. Также выхожу с потоком людей, вижу толпу, и выхожу с ними. Дальше иду к другой остановке — троллейбусной. Вышел: вижу, светло, людей немного, я не спешу, иду, иду, иду, до лестницы, потом налево и прямо. Вижу турникеты, выхожу аккуратно через турникеты, руками трогаю, чтобы аккуратно пройти, заранее готовлюсь к дверям. Если ветер сильный, заранее протягиваю руку — бывает нормально, мягко дверь пройдет, а бывает, сильно ударяет дверь. Иду до конца тупика. Потом налево, по лестнице поднимаюсь, вижу по наклейкам желтым, там дверь, ощупываю, чувствую, направо поворачиваю, недалеко, одна минута, близко до остановки. Жду троллейбус. Номер 74. Со светодиодами номер лучше вижу. Стою рядом с дверями. И еще запоминаю форму троллейбуса: есть старые, новые, запоминаю. Чувствую, куда выходят люди, чувствую двери, вхожу с потоком людей, прикладываю социальную карту к турникету, прохожу. В троллейбусе сижу только на переднем сиденье, не в хвосте. Если людей нет, я сажусь, чувствую ногами, что можно сесть, внимательно смотрю, когда поехали, сел на место. Я люблю ехать лицом по направлению движения, а не спиной. А если получилось сесть спиной к движению, то слежу, чтобы освободилось место, и пересаживаюсь. Если трудно, непонятно, я хитрю: ногой ощупываю рядом с местом, чувствую, где свободно. Если даже человека толкнул ногой, то человек промолчит, ничего страшного… Еду примерно 15 минут. Чувствую повороты. Троллейбус поворачивает на Люблинскую улицу, еще две остановки и выхожу. Перехожу на другую сторону через переход, без трости. Ногами чувствую, куда идти. Бывает, не замечаю столбики для машин, натыкаюсь на них, ударяюсь, и потом думаю о них, запоминаю, строю план, как на них не наткнуться в следующий раз. Спокойно, внимательно отслеживаю все желтые знаки, это помогает, на улице вижу фонарь, потом круглая такая штука черно-белая, полоски, специально для слепых, и дальше вход в УПП, где я работаю. У меня есть боковое зрение, и я вижу специальной формы чувствительные кнопки, на которые надо нажимать. Я знаю, куда нажимать. Есть маленькие болванки, я их вставляю, пластмассовые штуки закрепляю в пазы, потом штампую, но не круглые, а квадратные, чувствую руками, углубляю. Это такие штуки… я не могу их назвать… в общем такая штука, которая надевается… Я ее делаю. Это для лифтов».